Проект «Единая модель профориентации» в 2025-2026 учебном году
Ответственный за реализацию «Единой модели профориентации» в ГБОУ школе № 342 Коваленко Татьяна Борисовна, заместитель директора по ВР
В 6-11 классах "Единую модель профориентации" реализуют классные руководители.
Продвинутый уровень "Единой модели профориентации" реализуют педагоги-навигаторы федерального профориентационного проекта «Билет в будущее», классные руководители профильных предпрофессиональных классов:
10А – Лавренюк Елена Анатольевна,
11А класс – Комарова Елена Владимировна.
Основной уровень "Единой модели профориентации" реализуют педагоги-навигаторы федерального профориентационного проекта «Билет в будущее», классные руководители 7-9 классов:
7А класс – Забродина Наталья Анатольевна,
7Б класс – Волкова Ольга Игоревна,
7В класс – Воробьев Михаил Алексеевич,
8А класс – Костина Светлана Владиславовна,
8Б класс – Андрианова Наталья Ивановна,
8В класс – Нарожная Светлана Алексеевна,
9А класс – Чулкова Елена Владимировна,
9Б класс – Синева Елена Николаевна.
Базовый уровень "Единой модели профориентации" реализуют педагоги-навигаторы федерального профориентационного проекта «Билет в будущее», классные руководители 6 классов:
6А класс – Зайцева Татьяна Яковлевна,
6Б - Кузнецова Анастасия Сергеевна,
6В - Казанцева Марина Николаевна.
План профориентационной работы в ГБОУ школа №342 на 2025-2026 учебный год скачать
Ссылка на страницу Комитета по образованию Санкт-Петербурга: https://k-obr.spb.ru/napravleniya-deyatelnosti/profminimum/
Федеральный проект "Билет в будущее" - это проект ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов, который реализуется при поддержке государства в рамках национального проекта "Образование" ссылка
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Формами индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся являются: «ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы ("Молодые профессионалы" и др):
- «Ярмарка профессий» предполагает публичную презентацию различных профессиональных занятий с целью актуализировать, расширить, уточнить, закрепить у школьников представления о профессиях в игровой форме, имитирующей ярмарочное гуляние. Общая методическая схема предусматривает оборудование на некоторой территории площадок («торговых палаток»), на которых разворачиваются презентации, участники имеют возможность свободного передвижения по территории ярмарки от площадки к площадке в произвольном порядке. В «Ярмарке профессий» могут принимать участие не только обучающиеся, но и их родители, специально приглашенные квалифицированные широко известные признанные специалисты;
- Дни открытых дверей наиболее часто проводятся на базе профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и призваны презентовать спектр образовательных программ, реализуемых ГБОУ школой №342 Невского района Санкт-Петербурга, в ходе такого рода мероприятий пропагандируется обучение в отдельных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы, а также различные варианты профессионального образования, которые осуществляются в этом образовательной организации;
- Экскурсия представляет собой путешествие с познавательной целью, в ходе которого экскурсанту предъявляются (в том числе специально подготовленным профессионалом – экскурсоводом) объекты и материалы, освещающие те или иные виды профессиональной деятельности. Профориентационные экскурсии организуются на предприятия (посещение производства, музея), в музеи или на тематические экспозиции, в организации профессионального образования. Опираясь на возможности современных электронных устройств, следует использовать такую форму как виртуальная экскурсия по производствам, образовательным организациям;
- Предметная неделя включает набор разнообразных мероприятий, организуемых в течение календарной недели, содержательно предметная неделя связана с каким-либо предметом или предметной областью («Неделя математики», «Неделя биологии», «Неделя истории»). Предметная неделя может состоять из презентаций проектов и публичных отчетов об их реализации, конкурсов знатоков по предмету/предметам, встреч с интересными людьми, избравшими профессию, близкую к этой предметной сфере;
- Олимпиады по предметам (предметным областям) предусматривают участие наиболее подготовленных или способных в данной сфере, олимпиады по предмету (предметным областям) стимулируют познавательный интерес;
- Конкурсы профессионального мастерства строятся как соревнование лиц, работающих по одной специальности, с целью определить наиболее высоко квалифицированного работника. Обучающиеся, созерцая представление, имеют возможность увидеть ту или иную профессию в позитивном свете, в процессе сопереживания конкурсанту у школьников возникает интерес к какой - либо профессии.
- Участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков;
- участие в Федеральном проекте «Билет в будущее», направленном на раннюю профессиональную ориентацию обучающихся, участие в рамках данного проекта в профессиональных пробах, Фестивале профессий и во Всероссийских профориентационных онлайн-уроках, прохождение онлайн-тестирования на определение уровня сформированности професиионального самоопределения обучающихся;
- участие в просмотрах цикла онлайн-консультаций и Всероссийских уроков «ПроеКТОриЯ», дающих возможность обучающимся подробнее узнать о мире будущих современных и востребованных профессий, услышать мнения топовых специалистов в различных компетенциях;
- Индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
- Освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.
Нормативные документы
Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (+ письмо заместителя Министра просвещения Российской Федерации Грибова Д.Е. от 17.08.2023 № ДГ-1773/05)
Рекомендации по индивидуальной проектной или исследовательской работе для обучающихся

